- Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
PISA – Международное исследование в области качества образования
В 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Качество образования PISA изучает по четырём основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и креативное мышление. Проверке подвергнутся: критическое мышление, креативность, инициативность и настойчивость, использование информации, системное мышление, способность к коммуникации и рефлексия. Основной этап международного исследования намечен на апрель 2022 года — ровно через полгода. Исследование пройдет во всей России, затронет учащихся старше 15 лет и трех месяцев и 16 лет и двух месяцев.
В ГБОУ СОШ с. Борискино-Игар уроки по функциональной грамотности выстраиваем с обязательным акцентом на практические решения заданий. Основное направление которых формирование математической грамотности среди обучающихся, достигших 15-летнего возраста. Педагоги школы уверенны, что обучающиеся справятся с заданиями международного исследования PISA. Интеграция усилий родителей и педагогов приведет к успешному формированию функциональной грамотности у учащихся школы.
Функциональная грамотность
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность — уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Программа курса «РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» (5-9 классы)
Инструкция по использованию ресурса РЭШ для тестирования по функциональной грамотности (Скачать)
Полезные ресурсы
Функциональная грамотность школьников (ТолВики) | Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы |
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся | Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» |
Банк заданий по ФГ от ИСРО РАО Читательская грамотностьМатематическая грамотностьЕстественно-научная грамотностьГлобальные компетенцииФинансовая грамотностьКреативное мышление | Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. |
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся | Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся |
Открытые задания PISAМарафон по ФГ от Яндекс-учебникаСборник с примерами заданий PISA Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» (далее — Портал функциональной грамотности). Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и предназначен для проведения диагностических работ в целях оценки уровня естественнонаучной, математической и читательской грамотности обучающихся 8, 9 классов. | Что такое функциональная грамотностьРазвитие функциональной грамотности обучающихсяРазвитие ФГ обучающихся основной школы.Методическое пособие для педагогов. Для использования образовательных ресурсов Портала Функциональной грамотности необходима регистрация на образовательном портале «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/). Подробная инструкция по созданию, проведению и оцениванию диагностических работ размещена на главной странице Портала функциональной грамотности.Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»Материалы по развитию функциональной грамотности для педагогов ЦНППМПР Московская область |
С 25 октября по 3 ноября 2021 г в школе была организована дистанционная профильная смена по функциональной грамотности. (Расписание здесь)