Отличительными чертами современного общества становятся резкое увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники. Одними из важных социальных результатов информатизации общества являются резкое увеличение творческого содержания деятельности расширение информационных потребностей. Все большее число людей оказываются вовлеченными в информационное взаимодействие не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных ресурсов и услуг.
Понятие информационная культура подразумевает готовность человека к жизни и деятельности в высокоразвитой информационной среде, умение эффективно использовать ее возможности и защищаться от ее негативных воздействий.
Если говорить об информационной культуре педагога, то она отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности со следующими целями:
– применение методов и приемов обучения с использованием современных компьютерных программных продуктов, их демонстраций;
– организация учебно-познавательной деятельности учащихся с применением информационных технологий;
– реализация эмоционально-ценностного компонента содержания образования с помощью демонстрации возможностей информационной образовательной среды в получении и переработке, трансформации и хранении информации (увеличение объема информации, ее наглядность, оперативность ее получения из различных источников и пр.);
– установление за счет собственного информационного поведения более тесного контакта и взаимопонимания с учащимися и коллегами, что способствует усилению педагогического воздействия;
– повышение не только уровня собственной профессиональной деятельности, но и качества обучения, воспитания и развития учащихся;
– создание условий для развития у учащихся потребности в применении информационных технологий на практике.
Уровень сформированности информационной культуры учителя мы рассматриваем по следующим показателям:
- знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;
- практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;
- наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;
- активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.
На сегодняшний день учителя нашей школы успешно применяют НИТ в учебном процессе в различных формах:
- Используют электронные учебники на уроке и вне урока.
- Используют тренажеры.
- Создают собственные презентации к урокам, электронные тесты.
- Разрабатывают исследовательские задания по поиску информации в Интернете.
- Используют в своей деятельности проектный метод обучения.